Юра Повар и его «Русская коллекция»

В конце 80-х начале 90-х годов прошлого века, когда московские коллекционеры толкались по четвергам у "Дома игрушки" на Калининском проспекте, интересные модели были редкостью. Саратов и Казань набили оскомину. Иногда «проскакивали» конверсии (тогда их называли «перепилки») и hand-made ("самопалы"), качество которых было, мягко сказать, примитивное. В первую очередь воспроизводилось соответствие габаритным размерам (не спорю, это важно, но далеко не все). «Похожесть», деталировка, аккуратность сборки и качество окраски были на втором плане или отсутствовали вовсе.
И вдруг модели московской фирмы «Русская коллекция» (несколько позже, фирма была переименована в «Русский вариант»): Доступные цены, аккуратная покраска, проработка деталей... Шедевры в масштабе 1/43.
Эпитет «первый» в отношении к «Русской коллекции” можно применить несколько раз:
Первый официальный негосударственный производитель моделей в СССР (член Московской палаты ремесел). Впервые в СССР применение фототравления в моделях. Впервые, среди мелких производителей, применение литьевого станка, пусть примитивный центробежный, собственной разработки и изготовления, но все-таки станок. Хромирование деталей, а не убогая покраска алюминиевой краской (зато на два доллара дешевле и голову не ломать – где и как хромировать). Первый типографский каталог выпускаемых моделей. А какие модели! Руссобалты - автобус и полугусеничный грузовик, не жалкие «поделки нанайских мальчиков» - переделанные из легковых С24-40, а лежащие в размерах, сделанные с нуля! Серия Эмок и грузовые ГАЗы, серия легковых и грузовых ЗИСов, автобусы, бронеавтомобили… Можно перечислять долго. Всего более 40 наименований за 4 года работы. Авторами мастер-моделей были Олег Коровин, Игорь Борцов, Андрей Самолдин (сейчас работает на французскую CCC). Технологическую поддержку оказывал опытнейший моделист Водопьянов Юрий (сейчас работает на Project Master 43).
А начал и «раскрутил» это дело Георгий Гаврилов, знакомые его звали Юра Повар.
Человек, который ради производства моделей, бросил денежную (да что там, по тем временам – суперденежную!) профессию повара (отсюда и прозвище). Думаю излишне говорить, что не из-за денег он это начинал. Романтиком человек был. О нем и о его фирме печатали статьи, выходили телепередачи… Участие в модельных выставках во Франции, принесло известность и в Европе. В ближайших планах был системный выпуск новых моделей автомобилей по эпохам: дореволюционных, первых пятилеток, послевоенных и современных; создание уникального музея автомоделей мира - уже и помещение получили под это от московского Правительства.
Увы, нелепый случай оборвал в 38 лет жизнь Юры. И все пошло кувырком – разворовали мастер-модели, готовые отливки, инструменты и материалы. Выгнали из помещения, где было организовано производство. Попытка продолжить дело (за это взялась подруга Юры, а сколько было пафоса!), ни к чему не привела – для этого надо быть коллекционером и романтиком.
А модели его красуются на полках у коллекционеров. Раритет сейчас. Хотя нет, модельный рынок наводнен его моделями… производства Украины. Но это, как говорят китайцы, сравните живого и нарисованного тигра.
Першин Виктор
назад

Hosted by uCoz